StarsNews




04:27, 16 февраля 2011
Телевизор 'Шествие Рыб' - рецензия

Когда два года назад столичный лейбл «Геометрия» выпустил «крайний» альбом «Телевизора» «Дежавю» и объявил о переиздании бэк-каталога Михаила Борзыкина, стало ясно: затевается нечто невиданное. Дизайн «Дежавю» - настоящий шедевр полиграфического искусства. На черной обложке – рельефные циферблаты, превращенные в лепестки. Внутри – плакат со зловещими видами «сахарного Кремля», чуть ли не в духе одиозного имперского сюрреалиста Беляева-Гинтовта. Мало того, все элементы дизайна строго гармонируют между собой, восходя до уровня настоящей визуальной симфонии.

И вот – первый диск из бэк-каталога. В переиздании дебютного альбома «Телевизора» «Шествие Рыб» лейблу удалось превзойти самого себя. Глянцевый красный диджитал-пак упакован в черный конверт со срезанным краем и с прорезанным логотипом группы. В буклете размещены, тексты песен, два ранних интервью Борзыкина, возмущенное письмо читателя «МК» о бракованной пластинке «Шествие Рыб», а также написанный рукой Борзыкина трек-лист альбома. Картину дополняют два редких интервью молодого Борзыкина, где он уже предстает вполне сформировавшимся творцом с четко сформулированным творческим кредо.

Относительно недавно одна юная журналистка метко определила стиль музыки «Телевизора» как «советский синти-поп». Произнося этот экспромт, девушка наверняка сама не думала, насколько она оказалась точна. Мрачноватый new wave интроверта Борзыкина на поверку оказался музыкой вне времени и клановых амбиций. Даже разбавленные наивными заявлениями на злобу дня, эти песни и по сей день звучат свежо и модно.

Открывает альбом динамичная «Люди в ожидании», где совмещены два контрастных вокала: надломленный и усталый с тоталитарным и не терпящим никаких возражений. До своего апогея этот прием доведен в финальном треке «С вами говорит телевизор», где жалкий человечек совершенно подавляется механистичной безжалостной машиной. Между этими песнями довольно широкий спектр тем, эмоций и подач. Будущий несгибаемый революционер ехидно проглядывает разве что в «Мухе на стекле», «Мании величия» и «Шествии рыб».

Все остальное трудно подверстать под какие-то бытовавшие тогда каноны. «Город» можно объявить одной из первых готических композиций в русском роке. «Дальний Восток» - интереснейший опус, где Борзыкин-бунтарь активно борется с Борзыкиным-«аквариумистом», затушевывая противостояние обильными ориентальными мотивами. «Я не виноват» - дерзкое латино. Ну и наконец – роскошный «Товарищ Сухов», в котором содержатся недружелюбные реверансы в сторону групп «Boney M» и «Dschinghis Khan», эксплуатировавших тогда в своей музыке лубок а-ля рюс. Позже по модели «Товарища Сухова» выстраивали свои миксы многие наши электронщики – от Игоря Кезли (Господин Да-Ду-Да) до дуэта «Нож Для Фрау Мюллер».

Альбом «Шествие Рыб» отреставрирован с оригинальной магнитной записи и теперь звучит заметно лучше своего CD-предшественника 1995 года издания. Бонус-диск с концертными сетами «ТВ» на II и Ш фестивалях Ленинградского рок-клуба скорее представляет исторический интерес. Упругие песни с первого альбома порою замедлены здесь до расслабляющего регги, некоторые инструментальные партии периодически исчезают, а Борзыкин хрипит так, что его строчка «А я пойду в томы уэйтсы» перестает казаться саркастичной. Огромную ценность представляют концертные версии четырех ранних песен «ТВ», не попавших в каноническую версию альбома. А вот инструментал «Тревога», написанный для фильма-спектакля Игоря Морозова и вошедший в первую СD-версию «Шествия Рыб» (1995), в данное переиздание, по необъявленным причинам, не включен.

KM.Ru, Денис СТУПНИКОВ


Поделитесь новостью с друзьями:




Rambler's Top100 Rambler's Top100