StarsNews




04:56, 5 февраля 2011
Ария 'Новая коллекция. Лучшие песни' - рецензия

Этот двойник негласно приурочен к 25-летию «Арии», которое праздновалось в конце минувшего года. Свой юбилей группа отметила с размахом, устроив в нескольких городах масштабный «Ария-фест». С релизами дело обстояло сложнее. Гитарист «Арии» Владимир Холстинин пожаловался, что ни один лейбл не отважился на переиздание бэк-каталога из-за боязни потерпеть серьезные убытки. Лишь «Монолит» решился выпустить двухдисковый «бэст».

Компиляция Руслана Орлова почти полностью повторяет сборник лучших песен «Арии», выходивший в 2003-м в серии «Энциклопедия русского рока». Поменялся лишь дизайн обложки, порядок песен да добавилась пара позиций – «1100» и «Прощай, Норфолк!». Первую из них великолепно перепела 10 лет назад группа MORBIT. Вторая зримо обозначила переход «Арии» от отвлеченного героического фэнтези к актуальной исторической героике.

Перетасовку очередности треков стоит признать очень удачной. Во-первых, раньше все было хаотично, а сейчас творчество «арийцев» педантично разделилось на два периода: оглушительный успех 80-х и успешное преодоление забвения в 90-е. Во-вторых, в сильных позициях (то есть в начале и финале каждого диска) очутились наиболее знаковые композиции.

Первый диск стартует сразу с четырех выдающихся песен, каждой из которых можно посвятить если не монографию, то уж точно остросюжетное эссе. «Воля и разум» попала в репертуар едва ли не всех отпочковавшихся от «Арии» команд, стала объектом удачной пародии «Сектора Газа» и в итоге была переиграна нынешней «Арией» вместе с Кинчевым, Бутусовым, Шевчуком да братьями Самойловыми. «Встань, страх преодолей» получила довольно широкое распространение в кабацкой версии Кирилла Немоляева. «Тореро» курьезным образом угодил в саундтрек к социальной кинодраме эпохи перестройки «Дорогая Елена Сергеевна». Исконный вариант этой песни исполнялся угрюмо, а сейчас Валерий Кипелов вносит в «Тореро» необходимый элемент театрализации и куража. «Улица Роз»… впрочем, сюда каждый слушатель волен подставить собственную историю.

Завершается первая часть «Лучших песен» треком «Без тебя» - незаслуженно подзабытой балладой, которой пару лет назад группа «Кипелов» дала вторую жизнь. Однако здесь как раз стоит ответить, что и самое первое прочтение «Без тебя» выглядит невероятно свежо (обратите внимание на воздушно гипнотическую клавишную партию Кирилла Покровского).

Диск второй объединяет тревожные, пессимистичные и (местами) ощетиненные песни 90-х, когда «арийцам» приходилось подрабатывать частными извозчиками, а концертные заработки составляли порою 300 долларов в год на всех участников группы. Излишне говорить о том, что качеству материала столь сложные обстоятельства не повредили. Многие из этих песен живут в репертуаре «Арии» и поныне – достаточно вспомнить «Уходи и не возвращайся», «Обман» и «Отшельника». Немалого шума наделала пару месяцев назад баллада «Замкнутый круг» в дуэтном исполнении Артура Беркута и Валерия Кипелова. А немеркнущие «Потерянный рай» и «Штиль» представлены в сборнике в альтернативных версиях – с симфоническим оркестром и с вокалом Удо Диркшнайдера соответственно.

Серьезным недостатком издания является полное отсутствие песен, которые «Ария» записала в последние девять лет с вокалом Артура Беркута. Строить догадки о причинах столь досадного промаха мы не будем, а просто зададим издателям вопрос: может быть, стоит посвятить данному периоду внеплановую, третью часть «Лучших песен»? Ведь «Ария» сегодня – это не архивный фонд, а действующая боевая единица.

KM.Ru, Денис СТУПНИКОВ


Поделитесь новостью с друзьями:




Rambler's Top100 Rambler's Top100