StarsNews




04:36, 24 декабря 2010
Александр Лаэртский 'Новая Коллекция. Лучшие песни' - рецензия

Диоген Лаэртский – фигура загадочная, полумифическая. О нем не осталось ни малейших биографических сведений – и даже фамилия вряд ли указывает на место его рождения (как это было принято в Древней Греции). Труды Лаэртского по истории философии лишены хронологии, элементарной логики и наукообразного стиля. О ком-то из философов автор писал увлеченно и подробно, а ком-то упоминал лишь вскользь. Серьезным изысканиям Диоген предпочитал живой язык и обилие побасенок.

Александра Лаэртского (до сих пор доподлинно неизвестно, фамилия это или псевдоним) тоже можно смело причислить к летописцам. Правда, в его фокусе оказывается российская действительность последних семи десятилетий. Исторической правды от нашего героя также ждать не приходится. Лаэртскому куда ближе карикатура, лубок и эстетика аниме – недаром же в 80-е он мечтал снимать по своим песням параноидальные мультики.

Вольно перемешивая различные идеологические штампы («а петлюрцы и бендерцы, всяки люберцы да негры») и используя заезженные сюжеты соцреалистической литературы («Молодая комсомолка»), он чудесным образом создает добрейшие иносказательные притчи-нескладушки. Некоторые его опусы («Начальник», «Разупыханный молодчик») близки к ранним произведениям Владимира Сорокина – только Лаэртский намного сентиментальнее.

По меткому замечанию Александра Лаэртского, его сюжеты, как аппликации, легко накладываются на любую эпоху. За примерами далеко ходить не надо. В написанном лет 25 назад «Трупике майора» можно усмотреть то же пренебрежительное отношение к милиции, которое буйным цветом расцветает и по сей день. А «Бодрые кадрили» наверняка были бы актуальны на Руси и тысячу лет назад.

При всей своей склонности к утрированию Лаэртский умеет быть неумолимо точным. В его песнях «маршруты московские» бывают отображены достоверно. Стоит проехаться в циркулирующем на юго-западе Москвы «Автобусе № 720», чтобы убедиться в этом воочию. Или взять знаменитую строчку про «город Кунцево далекий». Чтобы понять ее до конца, нужно вспомнить 30-е годы прошлого века, когда Кунцево был престижным дачным поселком, заселенным «далекой от народа» номенклатурой. В этих условиях Эдуард Багрицкий создал свое знаменитое стихотворение «Смерть пионерки», переклички с которым обнаруживаются и в песне «Дети». Вот еще один аргумент в пользу «летописательной» подоплеки творчества Лаэртского.

Там, где автор отказывается от сюжетных песен, начинается азартная «игра в бисер» с музыкальными штампами. В «Пока жарился хряк» лукаво цитируется «Tom’s Diner» Сюзанны Вега, а в «Аптеке» использована мелодия нидерландской команды Teach In. Уникальный эксперимент поставлен в «Это – я…», первая часть которой выдержана в стиле солнечного регги, а вторая облечена в мрачнейшую готику.

Все это великолепие сейчас выпущено на сборнике лучших песен Александра Лаэртского продюсером Русланом Орловым в серии «Новая Коллекция». Ожидаемым образом костяк СD составили песни с альбомов «Пионерская зорька» и «Детства чистые глазенки». Но и другие «вкусности» тоже не забыты («Слонок», «Верзила» плюс пара совместных треков с DUB-TV). Нашлось место и эксклюзивам – записанная с «Запрещенными барабанщиками» «страшилка» «А бабушки все нет» только готовится к изданию на номерной пластинке. Пока готовилась рецензия, выяснилось, что уже вышла вторая (внеплановая) часть сборника лучших песен Лаэртского.

KM.Ru, Денис СТУПНИКОВ


Поделитесь новостью с друзьями:




Rambler's Top100 Rambler's Top100