StarsNews




13:06, 12 октября 2010
Глеб Самойлоff и The Matrixx 'Прекрасное жестоко' - рецензия

Принято считать, что музыкальные альбомы обычно озаглавливаются либо по фразам из входящих в них песен, либо с помощью какого-то другого словосочетания. Однако есть еще один – не очень распространенный – способ: когда название диску дает песня, которая в него так и не попала. Наглядные примеры: «Пески Петербурга» группы «Аквариум» и «Когда придет май» Владимира Селиванова.

Подобным образом поступили и Глеб Самойлоff и The Matrixx. Песню «Водка» с фразой «Прекрасное Жестоко» Самойлов-младший исполнял еще три года назад на немногочисленных творческих вечерах. При этом в дебютный альбом группы The Matrixx она так и не вошла. Возможно, с помощью такого приема Глеб Самойлов пытается удержать нечто ускользающее или подчеркнуть ту духовную пустоту, которую фиксирует большинство песен альбома.

Цикл «Прекрасное Жестоко» повествует о невосполнимой потере друзей и близких. Так, песня «Жить всегда» посвящена покончившей с собой поклоннице «Агаты Кристи», а весь альбом адресован Илье Кормильцеву, с которым Глеб Самойлов плотно общался. Неслучайно «друг» - одно из самых частотных слов пластинки. Иногда Глеб Самойлов поднимается в этой теме до поразительных обобщений, вроде «дружба – это крест, даже если друг скосячит». Пустоту, образовавшуюся после потери друга, герой «Прекрасного Жестоко» пытается компенсировать с помощью иллюзорно родственного понятия «драг», а также водки, текилы и беспорядочных отношений с фантасмагорическими женщинами («Любовью», «Такая ночь»).

Несмотря на присущую пластинке интригу и динамику, герой фактически пребывает в полном одиночестве и добровольно подвергает себя тотальной изоляции. Альбом насыщен театрализованными диалогами, но большинство из них представляют собой общение либо с какими-то мистическими сущностями («Содомия»), либо с расщепленными «я» («Один из вас»). Отсюда многочисленные компьютерные трансформации, которые происходят в альбоме с голосами Глеба Самойлова и клавишника Константина Бекрева. От состояния тотального одиночества героя не может избавить даже сама смерть: «Гильотина – начало сна другого – и снова, и снова» («Жить всегда»). Примечательна в этом отношении «Готика», которая развивает (а точнее сказать, детализирует) подробности посмертного бытия персонажа одноименной песни группы «Пилот».

В отличие от песен «Агаты Кристи», действие здесь протекает не в условном сказочном пространстве, а непосредственно в квартире героя. Время действия тоже вполне определенно: Москва 2007-2010 годов. Редкие соприкосновения с окружающей действительностью не приносят герою ровным счетом ничего хорошего. В песне «В дверь стучат» расплатой за ночь с любимой женщиной становится подброшенный милицией грамм героина. Песня, кстати, очень похожа по аранжировке на «Навеселе» «Агаты Кристи» - но с принципиально иным наполнением.

Любопытно, что диско-панковая «В дверь стучат» звучит размереннее, чем в концертной программе. Студийная версия отличается меньшим количеством битов и более ленивым («сонным») вокалом Глеба Самойлова. Здесь оказывается несколько приглушен бравирующий героизм, который на концертах группы Глеб Самойлоff и The Matrixx доведен до гротеска. В этом тоже есть особый резон. Дело в том, что в альбоме героика мыслится лишь как секунда подлинной жизни перед неминуемым расстрелом («Завтра», «Никто не выжил», «Такой день» и др.). Социальная тема в альбоме поставлена предельно остро («Вампиры», «Дыра»), однако для Самойлова не менее важна и проблема расплаты за активное противостояние Режиму. В этом отношении многое проясняет оформление альбома, в котором использованы работы имперского авангардиста Алексея Беляева-Гинтовта из серии под зловещим названием «Парад Победы 2037». Сочетание державности и авангардизма, стихов и песен, электронного и жесткого гитарного звучания делает этот альбом особенно притягательным.

Именно по текстам нынешнего Глеба Самойлова мы будем судить о текущем времени (а точнее - безвременье). Когда пьешь текилу с утра, когда девушка твоей мечты в благодарность за ночь с тобой приводит к тебе домой наряд милиции, и ты сигаешь вниз с 16-го этажа.

PS. Сложно согласиться с теми, кто в пух и прах громит тексты «Прекрасного Жестоко». Очевидно, что Глеб Самойлов экспериментирует с языком, чего стоят, например, такие обороты, как «будем жить всегда смертельно и везде» или «форму наводишь, делаешь вид». А фраза «а мы танцуем жизнь нон-стопом» из «Никто не выжил» явно отсылает к «агатовской» «Ein Zwei Drei Waltz». Важно, что Глеб Самойлов сохраняет определенную преемственность, хотя и провел полную перезагрузку…

KM.Ru, Денис СТУПНИКОВ


Поделитесь новостью с друзьями:




Rambler's Top100 Rambler's Top100